Добро пожаловать, Прохожий Регистрация RSS
Пятница, 02.12.2016
Я, Франкенштейн
I, Frankenstein
Вспоминая «Терминатора» Джеймса Кэмерона
30.06.2015 (16:22) 7128 0

На этих выходных мне посчастливилось попасть на специальный показ ремастер-версии первого «Терминатора», которую еще и демонстрировали на языке оригинала. И так как на этой неделе в прокате стартует «Терминатор: Генезис», в связи с таким «знаменательным» событием стоит вспомнить с чего же все началось более 30-ти лет назад.

Режиссер: Джеймс Кэмерон
Авторы сценария: Джеймс Кэмерон, Гейл Энн Хёрд и Уильям Уишер мл.
Продюсеры: Гейл Энн Хёрд, Джон Дэйли и Дерек Гибсон
Оператор: Адам Гринберг
Композитор: Брэд Фидель
В ролях: В главных ролях: Арнольд Шварценеггер, Майкл Бин, Линда Хэмилтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хенриксен, Рик Россович и др.

Все мы прекрасно помним «Терминатора 2: Судный день», который стал иконой своего времени, классикой жанров экшен и фантастика, а также вехой в истории кинематографа. Однако все началось не с него. В 1984 году стартовала полноценная режиссерская карьера Джеймса Кэмерона, а Арнольд Шварценеггер стал настоящей кинозвездой. 26 октября 1984 года в прокат вышел первый «Терминатор».

«Терминатор» Джеймса Кэмерона — уникальное кино. Уникальное оно по ряду причин. Во-первых, именно «Терминатор» стал первым фильмом, которому удалось удачно совместить пост-апокалиптическую фантастику и мощный адреналиновый и очень злой экшен. Во-вторых, «Терминатор» был не только отличным фильмом-аттракционом, но и очень сильной эмоциональной драмой, полной сложных характеров, непростых персонажей и подтекстов, о которых даже братья Вачовски в своей «Матрице» и не помышляли.

Идет 2029 год нашей эры. Машины восстали против человечества и, фактически, уничтожили его как вид. Осталось лишь Сопротивление, которое ведет борьбу не на жизнь, а на смерть. Руководит Сопротивлением Джон Коннор — герой и спаситель человечества, который объединил людей в это нелегкое время. Машины решают отправить в прошлое киборга — Терминатора (Арнольд Шварценеггер) — чтобы тот в 1984 году убил мать Джона Коннора Сару (Линда Хэмильтон) еще до рождения будущего спасителя. Вслед за Терминатором, Сопротивление отправляет в прошлое своего бойца Кайла Риза (Майкл Бин), который должен защитить Сару, чтобы Джон смог родиться.

фото со съемок

А теперь давайте задумаемся на секунду. Получается, что Кайл Риз — фактически главный герой фильма — отправляется в прошлое не для того, чтобы остановить восстание машин, а для того, чтобы спасти Сару Коннор и чтобы человечество, когда наступит апокалипсис, обрело своего спасителя. То есть Судный день в первом «Терминаторе» вещь сама собой разумеющаяся и никаким образом не поддающаяся изменению. Конец неизбежен.

И первый «Терминатор» полностью пронизан таким фатализмом. Вспомните слова Риза о Терминаторе, о специфике модели Т-800:

«Его не подкупить. С ним не договориться. Ему неизвестны жалость, раскаяние и страх. Его не остановит ничто и никогда. Пока он не убьет Вас».

И будущее в «Терминаторе» именно такое. И избежать этого будущего невозможно.

При этом, показывая его, Кэмерон скорее дразнит зрителя. Размах экшена действительно внушительный, но, в целом, это именно затравка и демонстрация потенциала, который нельзя было реализовать в полной мере из-за скромного бюджета. Но даже этих нескольких минут достаточно, чтобы понять, что за гнетущий мир ждет всех нас.

Один из первых кадров фильма — пост-апокалиптическое будущее, роботизированный танк сминает своими гусеницами человеческие черепа — отражает всю суть происходящего: машины сминают все под собой. К слову, этот визуальный образ Кэмерон использует несколько раз на протяжении всей картины (например, в сцене, когда Терминатор на машине переезжает передним колесом детскую игрушку).

кадр из фильма

И Кэмерон ретроспективно экстраполирует весь этот пост-апокалиптический фатализм, перенося протагониста (Кайла) и антагониста (Терминатора) из неминуемого будущего в прошлое (а в 1984 году — в настоящее): «Решающая битва произойдет не в будущем, она произойдет в наши дни. Сегодня». То есть, как и любая другая война, война с машинами не ограничивается одним-единственным полем битвы. Однако вместо обычного расширения боевых действий на другие территории, противостояние людей и машин разворачивается во времени.

После такого футуристического полотна, нарисованного «яркими» мазками, Кэмерон переключается на Терминатора и Кайла. И несмотря на то, что и Терминатор, и Кайл оказываются в равных условиях по прибытии в прошлое, их поведение очень сильно отличается.

Когда Т-800 прибывает в 1984 год, он смотрит на огни ночного Лос-Анджелеса, и мы уже понимаем, что этот город принадлежит Терминатору. У него одна цель, и он готов сравнять эти каменные джунгли с землей, но выполнить ее.

Затем нам показывают Кайла, который перемещается в 1984 год, испытав сильную боль. Он в позе зародыша. Кайл напуган, а в его глазах играет легкий огонек безумия. Он забирает штаны у бездомного, скрывается от полиции и крадет остальную одежду в магазине. Фактически, Кайлу приходится выживать в незнакомом для себя мире.

Отчасти именно в этом и заключается преимущество сцен 1984 года перед сценами битв будущего. Во флэшбеках, когда Кайл вспоминает войну с машинами, его противник обезличен. То есть образ пост-апокалиптической войны отлично подходит для того, чтобы показать страшный мир будущего, но этот же образ совершенно не работает с точки зрения раскрытия эмоционального конфликта между протагонистом и антагонистом. В свою очередь, в 1984 году Кайл сталкивается со вполне персонифицированным противником (в лице Шварценеггера), он один и он не уверен, что сможет справиться со своей миссией, спасти девушку и уничтожить Терминатора.

кадры из фильма

Здесь «Терминатор» проворачивает свой очередной финт. Миссия Кайла — спасти Сару от Терминатора и уничтожить его, но главный герой проваливает обе задачи. Это очень нетипичный ход для фильмов в жанре фантастики или экшена. Более того, сюжет фильма при более детальном рассмотрении сводится вовсе не к уничтожению киборга-убийцы и спасению Сары. В рамках основной истории Кэмерон рассказывает о том, как Сара из простой официантки превращается в мать спасителя человечества, которая научит Джона Коннора тому, как сражаться с машинами. И опять-таки заслуга Кайла в этом минимальна: Сара становится той, кем ей предначертано стать, не благодаря тому, что Риз учит ее выживать или тренирует ее. Просто он сохранял ей жизнь достаточно долго для того, чтобы она смогла встать на свой истинный путь… путь, который начался с уничтожения Терминатора.

кадр из фильма

Номинально у Кайла Риза есть и третья цель: стать отцом Джона Коннора. Фактически, Джон является инициатором своего рождения. Он отправляет своего отца в прошлое, чтобы он встретил Сару Коннор и Джон смог появится на свет. Но что более важно, Джон Коннор апеллирует к другому спасителю с инициалами «J.C.» (в оригинале) с первоначальной идей «непорочного зачатия».

Все эти идеи и подтексты находятся под пластом из хардкорного — «злого и сердитого» — экшена и мрачной атмосферы. Все мы помним сцену, где Терминатор вырывает сердце у одного из панков, а уж его расправа над полицейскими в полицейском участке заслуживает места в учебниках по истории кино. На пользу мрачной атмосфере, кроме общего фатализма, идут сцены с «домашним насилием», когда Терминатор врывается в дом и убивает мать двоих детей, и общий нарратив, когда главный злодей — это безмолвная машина-убийца. Но именно этот образ и полюбился многим зрителям.

Возможно, в этом и заключается гениальность «Терминатора». Да, в фильме нам показывают, что Терминатор убивает людей, но при этом сам Терминатор очень крут. Зрители болеют за Сару и Кайла, хотят их победы, но они с радостью наблюдают и за Терминатором в действии. Это и выделяет «Терминатора» из череды сай-фай экшенов — фильм заставляет надеяться на лучшее и одновременно пропитывает сердце мраком и безысходностью, передавая все эти эмоции зрителю в оболочке безумного боевика.

Наверное, благодаря всему этому, «Терминатор» и стал культом. Он не был прелюдией «Судного дня», но он заложил основу для всего того, что мы увидели в «Терминаторе 2»: действие стало стремительнее, экшен — изобретательнее и масштабнее; Кэмерон смог сделать очередной прорыв в области спецэффектов и экшен-фильмов; Шварценеггер превратился из злодея в героя… а фраза «Я вернусь» перестала быть угрозой, она стала обещанием.

Автор текста: Максим Данилюк

Всего комментариев: 0
avatar


ПОПУЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ »
БУДУЩИЕ ФИЛЬМЫ
03.03.2017
02.03.2017
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
04.05.2017
02.06.2017
01.06.2017
06.10.2017
05.10.2017
СЛЕДУЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО КОМИКСАМ »
03.03.2017
02.03.2017
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
04.05.2017
Стражи Галактики 2
The Guardians Of The Galaxy Vol. 2
02.06.2017
01.06.2017
23.06.2017
22.06.2017
07.07.2017
06.07.2017
Человек-Паук
Spider-Man: Homecoming
06.10.2017
05.10.2017
Kingsman: Золотое кольцо
Kingsman: The Golden Circle