Добро пожаловать, Прохожий Регистрация RSS
Пятница, 30.09.2016
Хранители
Watchmen
Кристофер Нолан о фантастике, вдохновении, сложностях кинопроизводства, космических путешествиях и многом другом
07.11.2014 (10:54) 3207 0

Вчера в российском прокате стартовал «Интерстеллар» Кристофера Нолана. В связи с состоявшейся премьерой, предлагаем вашему вниманию интервью Кристофера Нолана, которое один из главных режиссеров современности дал журналу The Hollywood Reporter.

Два года назад Нолан объединился с Кипом Торном — одним из самых известных и влиятельных физиков-теоретиков современности, а также исполнительным продюсером фильма, который Нолан очень хотел поставить.

Над сценарием этого фильма работал Джонатан Нолан (младший брат Криса), а сама рукопись получила название «Интерстеллар». Проект находился в разработке очень долго, но два человека упорно стремились его реализовать. Один из них режиссер, автор трилогии «Темный Рыцарь», которая собрала более $2 млрд. в прокате. Второй — ученый, который специализируется на изучении черных дыр, сингулярности и горизонта событий. Так 44-летний Кристофер Нолан и 74-летний Кип Торн мечтали создать новый киномир и наполнить его идеями о времени, пространстве и пространственно-временном континиууме. В процессе своих исследований они обратились к теории «червоточин», которые позволяют путешествовать со скоростью, превышающей скорость света.

В результате всей проделанной работы зрители получили 167-минутную научно-фантастическую драму стоимостью $165 млн, которая является одним из претендентов на Оскар в этом году.

Перерабатывая сценарий Джонатана (изначально написанный с прицелом на режиссуру Стивена Спилберга), Кристофер Нолан обновил историю о четырех астронавтах, которые отправляются через червоточину в другую галактику с миссией найти новый дом для человечества, находящегося на грани вымирания. Фильм снимался под фэйковым названием «Письма Флоры» (англ. ориг. — «Flora’s Letters»; отсылка к дочери Кристофера Нолана, которую зовут Флора), которое отражает эмоциональный контекст фильма, к которому стремился один из лучших кинематографистов нашего времени.

Главные роли в фильме исполнили Мэттью МакКонахи и Энн Хэтэуэй, на втором плане задействованы Джессика Честэйн, Кейси Аффлек и Майкл Кейн, чей персонаж — образ Кипа Торна в «Интерстелларе». Вместе с этими замечательными актерами и съемочной группой Нолан отправился в путешествие, которое началось на кукурузных полях в Калгари (город в провинции Альберта в Канаде), продолжилось в районе вулканических образований в Исландии и завершилось в студийных павильонах.

В процессе производства команде пришлось столкнутся с рядом очень сложных задач, например, как перевезти космический корабль, который весит 10 тысяч фунтов, в Исландию или вырастить кукурузу на сотне акров земли. Кроме того, Нолан старался по возможности максимально использовать специальные, физические эффекты на площадке, а не заменять все CGI — в том числе и космический корабль, и монолитного робота Тарса, которого сыграл-озвучил известный комик Билл Ирвин, используя для этого специально разработанные технологии для осуществления передвижений робота.

Вдохновение для фильма Нолан черпал в документального проектах Кена Бернса «The Dust Bowl», работах немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ, встречах с женщиной-астронавтом Маршой Ирвин, которая посещала съемочную площадку и музыке, которую написал Ханс Циммер — причем Циммер записал часть саундтрека еще до того, как был снят хотя бы один кадр.

Крис, «Интерстеллар» был проектом вашего брата и Стивена Спилберга. Что случилось?

Ну, обычно когда мы с братом над чем-то работаем, мы знаем о проектах друг друга. Поэтому я впервые услышал об «Интерстелларе» довольно давно, когда Джона работал с Кипом Торном. Я всегда считал, что это очень многообещающий проект — конечно, ведь мой брат трудился над ним вместе со Стивеном. Когда у меня появилась возможность поучаствовать в фильме, я не собирался отказываться от нее. Я всегда любил научную фантастику. Одним из моих первых киновоспоминаний был поход с отцом в кино на «2001: Космическую одиссею». Это было что-то невероятное: покинуть нашу планету и отправиться к границам вселенной. Для меня это было очень амбициозно: если бы у меня появился шанс взяться за крупный проект в жанре научной-фантастики, фильм об исследовании нашей вселенной, я бы не упустил эту возможность.

А вас не пугают проекты такого размаха, как «Космическая одиссея»?

Очень пугают.

И как же вы с этим справляетесь?

Никак. Ты просто выкладываешься на полную. Да, ты напуган, но в то же время и взволнован. Фильм Кубрика произвел на меня в детстве неизгладимое впечатление. Его повторно крутили в кино на волне успеха «Звездных Войн», мне тогда, кажется, было лет 8. И я совершенно точно ничего не понял из того, о чем говорилось в фильме. Если честно, я не уверен, что я и сейчас в состоянии все понять.

Вы считаете, что фильм должен быть понятным для зрителя?

Нет, я так не думаю. Например, та же «Космическая одиссея». Я считаю, что это тот редкий случай чистого кинематографического нарратива, который не нужно понимать, его нужно прочувствовать. Такое кино вдохновляет, становится монолитом. Подобные ленты знают все и о таких картинах можно говорить с кем угодно.

Еще один аспект, к которому стоит относиться с опаской — научная часть фильма. Люди могут путешествовать в другие галактики через червоточины. Правда или ложь?

Если бы была возможность добраться до червоточины, это было бы возможно. На самом деле это единственный способ, который позволил бы совершать межгалактические путешествия, ведь необходимо преодолеть довольно значительное расстояние. Это один из самых невероятных и ограничивающих нас факторов в наших попытках найти другие планеты, пригодные для жизни. Ближайшая звезда в пределах нашей галактики находится в 1000 лет пути от нас.

Существует множество теорий, каким образом можно добраться до этих звезд. Фильм рассматривает разные возможности. Но исследования Кипа, связанные с математическим доказательством существования червоточин, дает нам шанс отправиться в путешествие. Именно это и становится толчком для нашей истории. Когда я только пришел в проект, Кип и Джона рассматривали различные возможности и пути осуществления «путешествия». Одной из наиболее сложных задач было сказать: «Окей, мы не можем использовать их все. Мне надо выбрать что-то одно».

Конечно же, они вас очень любят за это.

Именно. Для меня, как режиссера, было важно выбрать несколько аспектов и выстроить вокруг них историю для зрителя. Больше всего в процессе работы с Кипом меня вдохновляло то, что когда я обращался к нему с вопросом, он никогда не отвечал сразу же. Он мог сказать что-то вроде «Окей, я думаю, что это невозможно, но подожди чуть-чуть. Я займусь этим вопросом». Затем несколько дней он проводил расчеты, общался с другими учеными, изучал другие работы в области, а потом возвращался ко мне с ответом. И его никогда не выбивали из колеи мои бесконечные вопросы.

И что вы у него спрашивали?

Ну, у нас как-то были очень долгие дебаты на тему «может ли человек путешествовать со скоростью большей, чем скорость света». Это не самый приятный вопрос для многих физиков. Мы очень часто общались во время работы над сценарием. Потом в проект пришел Мэттью [МакКонахи] и мы решили немного сместить акцент на людей.

Крис, мне очень нравится, что вы провели и свои собственные исследования. Вы посещали NASA, были на космической базе Илона Маска. Вас что-то удивило во время ваших исследований?

Я имел довольно абстрактное представление о многих вещах, затем отправился на SpaceX [база Маска], а они там строят ракеты. Знаете, наше поколение выросло и не сильно задумывалось о том, чтобы покинуть нашу планету, отправиться к звездам, чтобы изучать другие системы, галактики и вселенные. Сейчас я смотрю на это совершено иначе. Перспективы для человечества стремительно меняются. Мы думаем о расстоянии и его преодолении, о том, как выглядят червоточины и черные дыры. Мы изучаем практическую возможность подобных путешествий. Все становится куда более направленным.

А ваше мнение? Вы считаете, что космические путешествия достойны инвестиций?

Мой опыт работы в рамках этого фильма подсказывает мне, что это не вопрос «возможности», а вопрос «необходимости». Это часть нас, часть того, что делает нас людьми и того, что мы можем сделать. Я надеюсь лишь на то, что это станет возможным как можно раньше. Я хочу быть свидетелем этих событий.

Что для вас сложнее всего в кинопроизводстве?

Вот это. Бесспорно этот момент. Я не любитель поговорить. Я воспринимаю процесс продвижения фильма, как самый сложный. Когда я делаю фильм, то у меня есть время, у меня есть ресурсы. Когда я занят непосредственным производством картины, я могу погрузиться в работу. А сейчас, когда проект завершен и приходится его продвигать аудитории, я не знаю, чем заняться.

Хорошо, тогда что вызвало у вас больше всего сложностей во время производства самого фильма?

Я всегда чувствую дискомфорт, когда нам надо создать что-то такое, что физически не может быть воссоздано. Я не люблю использовать CGI ради CGI. Раньше обходились и без такого количества компьютерной графики. Мы решили полностью воссоздать интерьеры космического корабля, чтобы Мэттью и Энн было удобнее играть. В итоге мы построили целый корабль.

Насколько я знаю, у вас были проблемы со съемками кукурузного поля, так?

Ага, в самом начале пре-продакшена мы с дизайнерами потратили довольно много времени, обсуждая кукурузу и ее внешний вид. К счастью, был Зак [Снайдер], который уже выращивал поля кукурузы для «Человека из Стали». Я спросил у него: «Сколько кукурузы мы реально можем вырастить?». А он в свое время засадил несколько сотен акров. В общем, мы изучили их опыт, провели свои исследования. В конце концов мы выбрали Калгари, где и построили фермерский дом. Участок поближе к горам. Там мы и посадили кукурузу. К слову, довольно хорошую, мы даже смогли ее потом продать и выручить денег.

Вы заработали на продаже кукурузы?

Да, мы продали наши остатки, так как не смогли уничтожить всю за раз.

Еще была пыль. Вы использовали что-то под названием C90?

*Пыльный котел — серия катастрофических пыльных бурь, происходивших в прериях США и Канады между 1930 и 1936 годами (в отдельных регионах до 1940 года). Вызвана сочетанием антропогенных (экстенсивное ведение сельского хозяйства, деградация почв) и природных (засухи) факторов.

В общем, да, но нам пришлось использовать компьютерную графику. Но я очень хотел, чтобы она была реальной. Актеры не могут играть достаточно хорошо и быть вовлеченными в процесс, если они не в состоянии прочувствовать происходящее. Поэтому мы несколько дней провели в облаке пыли. Здесь нам очень помог фильм Кена Бернса о пыли. Потрясающая киноработа. Кроме того, мне всегда нравилась идея показать конец света по сценарию, который уже имел место в реальной истории*, но в немного ином масштабе.

Считаете, что нечто подобное может повториться снова?

Не знаю. Надеюсь, что нет. В этом вопросе я оптимист. Я считаю, что мы все прекрасно понимаем, когда совершаем ошибки и стараемся их больше не повторять.

Крис, вы все еще продолжаете снимать на пленку и не переходите на цифру. Вы не планируете ничего менять?

Надеюсь, что нет. Я не знаю. Я люблю пленку и продолжу ее использовать. У нее невероятное и уникальное качество. Именно поэтому я работаю с ней. Именно поэтому я хочу продолжить работать с ней.

Вы один из пионеров современного кинематографа, но, в то же время, вы очень консервативны. Что вам ближе, будущее или прошлое?

Я всегда выберу будущее. Это более практично. Но, в то же время, это очень эмоционально. Человек всегда хочет двигаться в будущее, достигать каких-то целей. Но я всегда очень ценил опыт. Поэтому я люблю и стараюсь двигаться вперед в будущее, но продолжаю использовать то, что работает лучше всего. А прогресс ради прогресса никогда не приводил ни к чему хорошему.

«Интерстеллар» Кристофера Нолана в российском кинопрокате с 6 ноября 2014 года. Вы также можете ознакомиться с нашей рецензией на фильм.

Всего комментариев: 0
avatar


ПОПУЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ »
БУДУЩИЕ ФИЛЬМЫ
04.11.2016
03.11.2016
03.03.2017
02.03.2017
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
??.??.2017
02.06.2017
01.06.2017
СЛЕДУЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО КОМИКСАМ »
04.11.2016
03.11.2016
03.03.2017
02.03.2017
Росомаха 3*
Wolverine 3*
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
??.??.2017
Стражи Галактики 2
The Guardians Of The Galaxy Vol. 2
02.06.2017
01.06.2017
16.06.2017
15.06.2017
Kingsman: Золотой круг
Kingsman: The Golden Circle
23.06.2017
22.06.2017