Добро пожаловать, Прохожий Регистрация RSS
Суббота, 03.12.2016
Ной
Noah
Кинохроника Темного Рыцаря. Часть III: «Ничья земля»
10.12.2013 (20:34) 19387 6

Если рассматривать классику героической литературы (от мифов Древней Греции до Эдгара Райза Берроуза, Роберта Говарда), то можно заметить, что все герои проходят в том или ином виде схожий путь. Сперва мы узнаем о становлении героя. Затем герой встречается со злодеем и одерживает над ним победу, которую и победой-то сложно назвать, ведь герой при этом теряет слишком многое. В этом смысле, подобную победу можно рассматривать, как поражение или «падение» героя. Однако ни одна легенда или история не может на этом закончиться. Герой должен возродиться и непременно вернуться в строй. Но не будем забегать вперед. Ведь для того, чтобы возвращение состоялось, герой обязан пройти путь самопознания, переосмыслить свои поступки и снова обрести себя…

Фактически, такому переосмыслению героя и будет посвящена третья часть «Кинохроники Темного Рыцаря». Stark Industries продолжает реконструировать историю экранизации комиксов о Бэтмене.

Итак, в прошлый раз мы завершили наш рассказ на «падении» Темного Рыцаря: в 1997 году свет увидел «Бэтмен и Робин», лента провалилась в прокате, зрители и пресса предали фильм анафеме, и, казалось, потенциальное продолжение франшизы было просто-напросто невозможно, так как подобный проект был заведомо обречен на провал. А всем тем, кто был причастен к созданию фильмов о Бэтмене, было отказано в предоставлении возможности что-либо исправить.
 

Таким образом, в начале 1998 года сложилась довольно парадоксальная ситуация: у студии Warner Bros. были права на одного из самых известных и культовых супергероев современности, были деньги, которые студия готова вложить в производство новой ленты, но фильм о Бэтмене был никому не нужен, да и сама студия толком не знала, как подступиться к проекту.

В таких условиях и начала вырисовываться ситуация, которую условно можно обозначить как «ничья земля». Термин требует небольшого пояснения. «Ничья земля» (или «Terra nullius») — это латинское выражение, которое пришло к нам из римского права и которое обозначает следующее «территория не находится под суверенитетом какого-либо государства». В нашем случаем, «государство» может быть приравнено к режиссеру или любому творческому коллективу, который мог бы встать у руля франшизы о Бэтмене.

Нет-нет, не надо думать, что никто не пытался вышеупомянутую «землю», скажем так, «завоевать». Нет. Просто никто не смог удержаться на посту капитана этого корабля достаточно долго, чтобы выйти непосредственно в плавание, а не оставить недостроенный корабль на верфи. Речь идет, конечно же, о преодолении режиссером стадии пре-продакшена или написания сценария.

И здесь стоит сделать еще одну оговорку: количество сценариев о Бэтмене в период с конца 1990-х до начала 2000-х просто зашкаливало. Разбирать каждый проект мы не будем, так как на это ушло бы слишком большое количество времени, но остановиться и рассказать о наиболее интересных вариантах развития истории о Бэтмене на киноэкранах просто необходимо.
 

«Бэтмен: Темный Рыцарь»
и
«Бэтмен Будущего»

«Бэтмен: Темный Рыцарь» (Batman: DarKnight) — сценарий 1998 года, авторами которого выступили Ли Шапиро и Стивен Уайз. Сценаристы постарались как можно дальше отойти от концепции фильмов Джоэля Шумахера. В результате, на основе созданного ими сценария вырисовывалась довольно мрачная по своей сути кинолента.

Бэтмен перестал вселять страх в сердца преступников, поэтому Брюс Уэйн повесил костюм на гвоздь и ушел в добровольное изгнание, покинув Готэм. В свою очередь, Дик Грейсон (Робин) также завязал с супергероикой и поступил в колледж.

В это же время молодой талантливый психиатр Джонатан Крейн, пользуясь своим положением одного из ведущих ученных страны в области психологии и психоанализа, проводит в психиатрической лечебнице для душевнобольных (в первую очередь преступников) Аркхем опыты над заключенным по контролю над страхом. Одновременно с этим разворачивается конфликт между молодым талантом и еще одним доктором, Кирком Лангстремом. В итоге, Крейн заражает Лангстрема вирусом. Последний в итоге превращается в ужасного монстра, Мен-бэта — частично человека, частично летучую мышь. Чудовище сбегает из лаборатории и оказывается на улицах Готэма. Напуганные горожане принимают охотящегося по ночам монстра за Бэтмена.

Так Уэйну приходится вернуться из своего изгнания и вновь надеть доспехи Темного рыцаря, чтобы помочь Лангстрему вернуть свой человеческий облик и покарать Джоната Крейна.

«Бэтмен: Темный рыцарь» был одним из нескольких проектов о защитнике Готэма, которые студия разрабатывала с 1998 по 2000 года. Непосредственно этим проектом занимался продюсер Лоренцо ди Бонавентура (в будущем продюсер экранизации игрушек Hasbro «Трансформеры» и «Солдат Джо»). Сценарий действительно рассматривался в качестве возможного продолжения/перезапуска фильмов о Бэтмене, но в результате Warner Bros. отдали предпочтение другому проекту.

Примерно в тоже самое время, когда Шапиро, Уайз и ди Бонавентура занимались разработкой фильма «Бэтмен: Темный Рыцарь», на экранах телевизоров стартовал анимационный проект «Бэтмен Будущего». На волне успеха мультсериала, студия наняла его создателей — Пола Дини и Алана Барнетта — для того, чтобы они написали сценарий для полнометражного игрового фильма по мотивам «Бэтмена Будущего». Как и в сериале, главным героем ленты должен был выступить подросток Терри МакГинес, который сражался с преступникам в футуристическом Готэме. Брюс Уэйн в этом сценарии является наставником молодого героя. К проекту в качестве режиссера был прикреплен Боаз Якин (постановщик драмы «Воспоминания титанов»). Однако и данный проект, подобно работе Шапиро и Уайза, тоже не был осуществлен.

Обе разработки, и «Бэтмен: Темный Рыцарь», и «Бэтмен Будущего», пали жертвами амбициозной адаптации комикса Фрэнка Миллера «Бэтмен: Год Первый».

«Бэтмен: Год первый»

В прошлый части мы уже упоминали о том, что Джоэл Шумахер дважды предлагал Warner Bros. адаптировать «Год первый» и дважды получал отказ от студии. Но в начале 2000-х боссы студии вдруг решили, что именно история, написанная Фрэнком Миллером, может отлично подойти в качестве основы для перезапуска франшизы. Здесь позволим себе небольшое отступление, чтобы немного рассказать о Фрэнке Миллере.

Миллер всегда черпал вдохновение, как он сам не раз признавался, на улицах. Жизнь в Нью-Йорке — в районе «Адской кухни» — повлияла на творчество Миллера в восьмидесятых («Сорвиголова: Рожденный заново», «Бэтмен: Год первый», «Возвращение Темного Рыцаря», «Ронин»). Жизнь в Лос-Анджелесе (штат Калифорния) в девяностых стала основой «Города Грехов». В целом, это были довольно жесткие работы, в которых автор не брезговал демонстрировать насилие. Миллер гиперболизировал тенденции поп-культуры своего времени, добавляя в концепт элементы гротеска, футуризма и фатализма. В общем, студия решила использовать именно работу столько радикального автора для того, чтобы освежить экранный образ Темного рыцаря.

К слову, самого Миллера пригласили для написания сценария. Подобное назначение не могло не вызвать вопросы. Если Миллер-автор комиксов сформировал вокруг себя, в некотором роде, культ, то Миллер-сценарист фильмов не мог похвастаться подобной «легендарной аурой». И это понятно, ведь память о сиквеле и триквеле «РобоКопа» (оба фильма, в особенности триквел, подверглись ужасающей критике), сценарии к которым написал Фрэнк, была все еще жива.

На роль своеобразного гаранта качества студия решила пригласить популярного в кругу любителей авторского кино и арт-хауса молодого режиссера Даррена Аронофски.

Аронофски родился в Нью-Йорке, в Бруклине, в семье школьных учителей Абрахама и Шарлотты Аронофски. Даррен закончил одну из лучших школ в стране (среднюю школу Эдварда Мэроу), затем довольно долго путешествовал по Европе, Азии и Центральной Америке, после чего поступил в Гарвард, где изучал антропологию, кино и анимацию.

Когда Аронофски поступило предложение возглавить перезапуск Бэтмена, за молодым режиссером числилось несколько короткометражек и одна полнометражная картина — снятый за $60 тыс. драматический триллер «Пи», собравший в прокате $3,2 млн. и получивший несколько престижных кинопремий (Приз «ФИПРЕССИ» на Кинофестиваль в Cалониках; «Лучший режиссёр» по версии Кинофестиваля в Сандесе). К слову, сам Даррен признавался, что «Пи» был вдохновлен «Городом грехов» Фрэнка Миллера.

Но все-таки не культовость режиссера среди немассового зрителя привлекала студию. У Аронфоски и Миллера сложились хорошие, даже дружеские отношения: за несколько лет до «Года первого» они вместе разрабатывали адаптацию другой работы Миллера — графического романа «Ронин».


Результатом сотрудничества Миллера и Аронофски стал сценарий объемом порядка 90 страниц.

Брюс Уэйн работает в автомастерской у Малыша Эла (Альфред) — огромного афроамериканца. Отец Эла когда-то нашел маленького Брюса возле бездыханных тел родителей мальчика и приютил его. Сам Уэйн младший ничего не помнит о себе и случившемся из-за сильной психологической травмы.

Однажды Эл отдает Брюсу коробку с его «наследством». Это единственная вещь, которая была рядом с маленьким Брюсом, когда отец Эла его нашел. Но сам Уэйн не решается её открыть. Кроме этого, после просмотра фильма «Зорро» главного героя начинают преследовать кошмары, в которых убивают его родителей (сам Брюс этого не понимает, так не помнит).

Здесь необходимо отметить, что Брюс Уэйн фактически вырос в трущобах, его переполняет злость и ненависть к коррупции власть-имущих, к высшему обществу, к «отбросам», которые заполнили улицы города. Все это Брюс выражает в форме писем к отцу (сцены напоминают дневники Роршаха из «Хранителей»).

Также Брюса связывают теплые дружеские отношения с Селиной Кайл — темнокожей проституткой, которая оказывает садо-мазо и прочие специфические услуги. Брюс однажды спас Селину от пьяного копа, который избивал девушку и пытался её изнасиловать.

Параллельно с сюжетной линией Уэйна авторы знакомят нас с историей борьбы лейтенанта Джима Гордона и помощника окружного прокурора Харви Дента против коррумпированной полиции города и верхних слоев власти. Именно пример Гордона и Дента вдохновляет молодого Уэйна встать на путь защитника Готэма.


В целом, после прочтения полной версии сценария остается очень неоднозначное впечатление. Авторы создали совершенно новый экранный образ Бэтмена. В их интерпретации на своем пути превращения в Темного Рыцаря Брюс Уэйн проходит через трущобы и самые мрачные районы Готэма. Начинает от хоккейной маски в стиле Джейсона Вурхиса и заканчивает тем самым Бэтменом, которого все знают. Кроме этого авторы достаточно подробно описывают сам процесс формирования супергероя: Брюс изучает баллистику, психологию, философию, механику и другие науки.

Отдельно стоит отметить экшен, который можно описать следующим образом: сломанные кости, выбитые зубы, лица героев, превращающиеся в кровавое месиво (все это мы увидим спустя 9 лет в «Хранителях»).

Но на этом, в некотором роде, плюсы сценария и заканчиваются. И начинаются минусы. Во-первых, Миллер допустил ряд вольностей по отношению к своему первоисточнику: сценарий слишком короткий; линия Селины Кайл в нем лишняя и явно добавлена из расчета её появления в продолжениях в качестве Женщины-Кошки. Во-вторых, совершенно неясно, каким образом Уэйна никто не узнал за 15 лет, которые он прожил у Эла, а ведь нам постоянно напоминают о случившейся трагедии посредствам эпизодов с новостными выпусками. В-третьих, пусть авторы и расписали детально путь становления Бэтмена, все же остается непонятным, как именно образом 2 месяца драк с наркоманами и чтения книг по техническим наукам позволили Брюсу в одиночку победить отряд спецназа.

Также вызывает вопросы главный злодей фильма. А точнее, его отсутствие. Бэтмен, Гордон и Дент сражаются с сутенерами, наркоманами, мафией, продажной полицией и властями, но четко выраженного противника нет. В некотором роде, это место конечно можно было бы отдать комиссару Лоебу и мэру, которые всячески препятствуют действиям вышеупомянутой троицы вершителей закона. Отсюда вырисовывается жанровая принадлежность фильма. «Бэтмен: Год первый» получился очень ярко выраженным полицейским триллером с налетом нео-нуара и зачатками нигилизма у главных героев. В ходе прочтения сценария, в голове возникают довольно интересные образы. Стилистически фильм напоминает смесь «Жажды мести» и «Французского связного». Образ Брюс Уэйн/Бэтмен явно вдохновлен Трэвисом Биклом из «Таксиста» Мартина Скорсезе. В свою очередь, персонаж Джима Гордона очень схож с Фрэнком Серпико из «Серпико» Сидни Люмета.

Конечно, нельзя сказать, насколько успешным был бы фильм, снятый по сценарию Миллера и Аронофски. С одной стороны, он смотрелся бы гораздо выигрышнее того же «Бэтмена и Робина». С другой стороны, проект с таким подходом был бы в новинку для экранизаций кинокомиксов, и никто не мог бы предположить, как зритель отнесется к подобному перезапуску франшизы. Кроме этого, большую часть прибыли предыдущих «Бэтменов» составляла продажа игрушек и сопутствующих товаров, а «Год первый», явно нацеленный на рейтинг R (т. е. лица младше 18 лет фильм в кинотеатрах не увидели бы), однозначно был не предназначен для семейного просмотра.

В итоге, Warner Bros. решили отказаться от настолько хардкорного проекта. Сам Аронофски, к слову, отмечал, что не был удивлен закрытию проекта, однако выразил благодарность студии за то, что она позволила работать ему с таким интересным материалом.

После закрытия «Года первого», по интернету начали гулять самые разные слухи касательно нового Бэтмена. Так, место режиссеров-сценаристов пресса отдавала братьем Вачовски, которые, как говорят, действительно были не против поставить фильм о Темном Рыцаре, но в итоге предпочли работу над сиквелами «Матрицы». Одновременно со слухами о Вачовски появилась информация, что главную роль в фильме сыграет Киану Ривз. Кто-то говорил, что Брюса Уэйна воплотит Бен Аффлек (забавно, особенно в свете недавних новостей). Аарона Экхарта журналисты видели в роли Джима Гордона. Но больше всех «отжигал» Джек Николсон, раздавая интервью, в которых постоянно говорил, что вернется к роли Джокера в новом Бэтмене.

На волне всех этих слухов, появился сценарий фильма «Бэтмен: Устрашение».

«Бэтмен: Устрашение»

Работа Рафаэля Иглесиаса и Терри Хейса (эти парни адаптировали «Из ада» Алана Мура для полнометражного фильма) датирована 2001 годом и насчитывает 100 страниц.

По сценарию фильм открывается сценой в психиатрической лечебнице Аркхем. В одной из камер к побегу готовится один из заключенных, на лице которого надета маска. Конечно же он реализует свой план, однако охрана все-таки замечает беглеца и бросается за ним в погоню, финалом которой становится эпизод на краю обрыва: внизу океан и острые скалы. Узник совершает своеобразный «прыжок веры» и приземляется на крышу Бэтвинга. Он забирается внутрь летательного аппарата и снимает маску… это Брюс Уэйн. Бэтвинг, которым управляет Альфред направляется в особняк Уэйнов, а мы, читатели, погружаемся во флэшбек (!) объемом в 70 страниц (!!!).

Если кратко пересказать суть истории, то получается примерно следующее… Комиссар Гордон и Бэтмен расследуют убийство университетского профессора. Главным злодеем сценария выступает профессор Готэмского Университета Джонатан Крэйн, который впоследствии станет Пугалом. Крейна увольняют из Университета за то, что он во время лекции устроил демонстрацию того, как мышь, находящаяся под воздействием вещества, разработанного Крейном, перегрызает горло кошке.

Крейн похищает своих уже бывших коллег, ставит на них эксперименты, но случайно сам подвергается воздействию им же созданного токсина и попадает в Аркехм, откуда бежит, уже переодевшись Пугалом.

Уже в качестве Пугала он возвращается в свою лабораторию, убивает всех служителей правопорядка, а потом похищает декана факультета, на котором он раньше работал, и помещает его в «Аквариум» — стеклянное здание, которое наполнено разными морскими обитателями.

Далее в «Аквариум» врывается спецназ, который попадает под действие тоскина Крейна. У полицейских начинаются галлюцинации, в следствии чего они начинают стрелять во все подряд. В итоге стекло «бассейна» разрушено, а морской бестиарий — на свободе. Бэтмену удается спасти декана, но сам Темный рыцарь оказывается в западне: он застрял под частью бетонного блока бассейна с акулами. Альфред, дистанционно управляющий Бэтмобилем, уничтожает блок и освобождает Брюса.

Затем следуют две схватки Пугала и Бэтмена. В ходе последней из них погибает множество полицейских, в том числе и комиссар Гордон, а сам Бэтмен попадает под воздействие токсина. Полиция хватает его, как виновника гибели Гордона и остальных полицейских, и отправляет в Аркхем (но маску не снимает).

На этом флэшбек заканчивается. Бэтмен считает, что проиграл, кроме этого, его продолжают мучать галлюцинации, в одной из которых он видит Джокера (покадрово повторяется сцена из финала «Бэтмена» Тима Бертона). Брюс вспоминает, что в Аркхеме действительно видел клоуна-маньяка, однако понимает, что это был Крейн, а образ Джокера — это результат действия токсина.

Одновременно с этим, выясняется, что Крэйн захватил власть в Аркхеме и готовится освободить всех узников, снабдив их сывороткой, которая притупляет чувство страха. Бэтмен отправляется в Аркхем, используя Бэтлыжи (!!!). Далее следует последняя схватка с Пугалом, который в конце концов погибает.

В финале Бэтмен разрабатывает антидот, который вылечивает его и всех тех, кто попал под воздействие токсина Пугала. При этом выясняется, что комиссар Гордон все это время был жив. В общем, однозначный и почти триумфальный хэппи-энд.

Таким образом, можно сказать, что сценарий получился очень странным. Во-первых, непонятно, как студия, которая взяла верное направление с «Годом первым» могла на полном серьезе рассматривать эту работу в качестве возвращения Бэтмена на экраны. Во-вторых, действия, описанные в сценарии, совершенно точно разворачивается в старой вселенной Бэтмена, авторами которой были Бертон и Шумахер. Тут и камео Джокера, и намеки на мистера Фриза и Риддлера в сценах в Аркхеме. Но одновременно с этим совершенно непонятно, куда подевались Робин и Бэтгерл. Все это дополняют такие моменты как сцена с Бэтлыжами (привет хоккею из начала «Бэтмена и Робина») и сцена «Бэтмен против Акул», которая уже имело место в фильме про Бэтмена (лента 1967 года по мотивам ТВ-сериала с Адамом Уэстом). Непонятно также, почему Гордон сымитировал свою смерть. Неясно, каким образом Бэтмен, после месяца пребывания в Аркхеме умудряется попасть на похороны Гордона, за убийство которого он и попал в психиатрическую лечебницу. Также нету никаких объяснений тому, почему полиция считает, что именно Бэтмен убил полицейских и Гордона, хотя в сценарии четко написано, что убийцей копов является Крейн.

В общем, дальше работы над сценарием дело так и не пошло. Возможно, если бы этот проект вышел на волне популярности «Бэтмена» в начале 90-х, то ему удалось бы стать неплохим жанровым фильмом, но для перезагрузки франчайза в новом тысячелетие нужно было нечто другое.

Рассматривать разработку проекта «Бэтмен против Супермена», мы не будем, так как в свете грядущего фильма Зака Снайдера, было бы логично посвятить этому отдельный материал.

Однако необходимо отметить, что в 2002 году проект «Бэтмен против Супермена» был почти запущен в производство. Съемки должны были начаться в 2003 году, а премьера намечалась на лето 2004. Но проект так и остался нереализованным из ряда проблем, одной из которых стала встреча президента производственного отдела студии Warner Bros. Джеффа Робинова и молодого британского режиссера Кристофера Нолана, у которого появилась идея перезапуска франшизы о «Бэтмене».

Послесловие

Так, фактически за 3-4 года, студия почти запустила в производство несколько проектов, «пофлиртовала» с несколькими режиссерами, сценаристами и продюсерами. Но в период с 1997 по 2003 годы, новый фильм о Бэтмене так и оставался сиротой. С приходом в 2003 году режиссера-сценариста Кристофера Нолана Бэтмен, наконец-то, обрел себя и свое лицо и был готов к тому, чтобы вернуться на экраны. Период «Ничьей Земли» закончился, а до возрождения легенды оставалось всего лишь 2 года…

Автор: Максим Данилюк

Всего комментариев: 6
avatar
1 Odencov • 23:04, 10.12.2013
Огромное спасибо!!! Очень ждал продолжения и дождался! С удовольствием прочитал. Молодцы!
avatar
2 SilverFox • 07:18, 11.12.2013
Интересная статья. Она последняя в цикле про Темного рыцаря или будет Часть 4?
avatar
3 faq13 • 07:42, 11.12.2013
будет
avatar
4 batpool • 08:03, 11.12.2013
хорошая статья, узнал много нового. Хотелось бы ещё четвёртую часть где будут описаны подробности кастинга сценария и т.д. и т.п.
avatar
5 Barnell • 02:18, 12.12.2013
Аронофски видимо из числа тех режиссеров, которым от блокбастеров стоит держаться подальше.
avatar
6 BPNB • 20:13, 12.12.2013
Отличная статья, спасибо.
avatar


ПОПУЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ »
БУДУЩИЕ ФИЛЬМЫ
03.03.2017
02.03.2017
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
04.05.2017
02.06.2017
01.06.2017
06.10.2017
05.10.2017
СЛЕДУЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО КОМИКСАМ »
03.03.2017
02.03.2017
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
04.05.2017
Стражи Галактики 2
The Guardians Of The Galaxy Vol. 2
02.06.2017
01.06.2017
23.06.2017
22.06.2017
07.07.2017
06.07.2017
Человек-Паук
Spider-Man: Homecoming
06.10.2017
05.10.2017
Kingsman: Золотое кольцо
Kingsman: The Golden Circle