Добро пожаловать, Прохожий Регистрация RSS
Четверг, 29.09.2016
Человек-Паук: Враг в отражении
Spider-Man 3
Кинохроника Темного Рыцаря. Часть I: «Бэтмен» Тима Бертона
03.09.2013 (13:44) 10811 2

Бэтмен — вымышленный персонаж комиксов американского издательства DC Comics, один из самых популярных и известных в мире супергероев.

«Бэтмен — бриллиант в короне DC. Над ним всегда работают лучшие писатели, его всегда рисуют лучшие художники».

Конечно, каждый автор видит персонажа по-своему. Более чем за 70 лет существования, образ Бэтмена трактовали по-разному: от детского кэмпа до мрачных историй, ориентированных на взрослых читателей, и понятно, что настолько популярный персонаж не мог избежать экранизации. В результате было создано несколько телесериалов, ряд анимационных проектов и полнометражных игровых фильмов. Как и авторы комиксов, режиссеры видели персонажа по-разному: от нуара Тима Бертона и китча Джоэла Шумахера до реалистичной интерпретации Кристофера Нолана.

Stark Industries изучает историю экранизаций комиксов о Бэтмене…

Как ни странно это прозвучит, но своим появлением первая полнометражная экранизация Бэтмена (фильм по мотивам сериала, мы рассматривать не будем) обязана совершенно другому супергерою. В 1970-х Темный рыцарь был не самым популярным героем. А для большинства зрителей он ассоциировался, в первую очередь, с ТВ-сериалом, в котором роль Бэтмена исполнял Адам Уэст.

В 1978 году на экраны кинотеатров вышел «Супермен», который был на тот момент гораздо популярнее своего более мрачного собрата по вселенной DC. Лента о Человеке из стали не только получила замечательную критику, но и отлично прошла в прокате, заработав более 300 млн. долларов (фильм получил статус самой кассовой картины кинокомпании «Warner Bros.» в тот год).

Уже весной 1979 года Майкл Услан и Бенджамин Мельникер (американские кинопродюсеры) приобрели права на экранизацию комиксов о Темном Рыцаре. Продюсеры хотели показать изначальный образ Бэтмена/Брюса Уэйна, так, чтобы зритель увидел персонажа, которого задумали и создали Боб Кейн и Билл Фингер (создатели персонажа Бэтмена): «Бэтмен — порождение ночи, он охотится на преступников во тьме».

Однако студии были другого мнения: сериал 1960-х годов и Адам Уэст — вот ключи к успеху будущей экранизации. Именно так рассуждали студийные боссы, именно поэтому Услан и Мельникер получили отказ от таких топовых студий, как Columbia и United Artists.

Осенью 1979 года к Услану и Мельникеру присоединились еще два продюсера: Джон Питерс и Питер Грубер. Ориентиром для создания фильма была выбрана, опять-таки, экранизация Супермена. Создатели хотели рассказать историю происхождения и становления Бэтмена. В качестве сценариста был приглашен Том Манкевич, один из авторов «Супермена», а также сценарист нескольких фильмов о Джеймсе Бонде.

В конце 1981 года, после того, как от проекта отказалась также студия Universal, издательство DC Comics объявило о начале работ над фильмом «Бэтмен». Бюджет постановки должен был составить 15 млн. долларов. после этого анонса проектом заинтересовалась и взяла под свое крыло студия Warner Bros.

В качестве исполнителей главных в фильме Услан рассматривал: Дэвида Нивена, который должен был сыграть Альфреда; легенду классического нуара Уильяма Холдена в роли комиссара Гордона; певца Дэвида Боуи, который должен был воплотить на экране Джокера. Роль Бэтмена планировалось отдать кому-нибудь из молодых неизвестных актеров.

Манкевич завершил работу над первым вариантом сценария в апреле 1982 года. В сценарии присутствовали Бэтмен, Робин, Альфред, комиссар Гордон, Барбара Гордон и Сильвер Сен-Клауд (романтический интерес главного героя). В качестве злодеев выступали Джокер, Пингвин, Руперт Торн (коррумпированный политик) и Джо Чилл (убийца родителей Брюса Уэйна). Понятно, что это был всего лишь черновой вариант сценария.

Доработанная версия скрипта датируется 20 июня 1983 года. Из сценария была полностью удалена линия Барбары Гордон, собственно, как и сам ее персонаж. По слухам, при работе над сценарием Манкевич вдохновлялся комиксом «Batman: Strange Apparations».

Если кратко пересказать доработанный вариант сценария, то получится следующее:

Фильм начинается с убийства Томаса и Марты Уэйн, родителей Брюса, Джо Чиллом. Очевидцы трагедии в шоке, а в одном из окон дома напротив слышится истерический смех. Это Джокер. Спустя пару страниц от рук Джокера погибает газетчик и Джо Чилл, который работал на Джокера.

После такого пролога Манкевич начинает наращивать темп истории: нам рассказывают о взрослении Брюса Уэйна, его первых днях в качестве за-щитника Готэма, а также о его знакомстве с помощницей Руперта Торна, красавицей Силвер Сент-Клод, в которую главный герой влюбляется с первого взгляда.

Бурная деятельность Бэтмена по защите города от преступности не вызвала особо радостного отклика у Джокера. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, становится закрытие трафика поставок наркотиков в город. Чтобы разобраться с Человеком-Летучей Мышью, Джокер прибегает к помощи Пингвина. План очень простой: Джокер похищает Руперта Торна и, когда Бэтмен отправится спасать последнего, его должен перехватить Пингвин. Конечно, план срывается: сначала Джокер похищает не только Торна, но и внезапно появившуюся мисс Сен-Клауд, а потом Пингвин не может одолеть Бэтмена. Темный Рыцарь спасает политика и его помощницу, после чего Сильвер без памяти влюбляется в крылатого мстителя.

Разозленный клоун берет дело в свои руки: он убивает мэра, на место которого избирается Руперт Торн, затем Торн объявляет Бэтмена вне закона. Потом Джокер и Торн похищают Сильвер Сен-Клауд и отправляют весточку Бэтмену, который бросается спасать девушку.

Финал истории разворачивается в музее. Сильвер привязана к листу гигантской пишущей машинки. Тут появляется Джокер и перерезает веревку, по которой спускается Бэтмен, чтобы спасти Сен-Клауд. Темный рыцарь падает на печатный символ. Дальше Джокер начинает с помощью выстрелов из пистолета набирать слово «DEAD». Как только слово будет закончено… Сильвер будет нанесен смертельный удар одной из деталей печатной машинки. И тут происходит еще одно неожиданное появление: героя и его возлюбленную спасает Робин. Бэтмен и Робин побеждают в схватке со всеми бандитами. Силвер гибнет от пули Руперта Торна, который, убегая от героев, падает в гигантскую точилку для карандашей, где и встречает свою смерть. Джокер жив-здоров, но арестован.

Хорош ли был этот вариант сценария? Сложно сказать. Возможно, для комикса подобное бы подошло, однако вряд ли можно рассматривать такой сценарий в качестве основы для мрачного фильма. Да и после прочтения полной версии сценария можно отметить, что с позиции отношения к персонажам, все не так гладко: Пингвин не похож на своего прототипа из комиксов; одним своим вступлением Манкевич перечеркнул всю мифологию Джокера, как персонажа комиксов. А еще в сценарии есть много сюжетных дыр и финал с гигантской пишущей машинкой. Все это было очень похоже на Бондиану тех лет и старый сериал о Бэтмене. Тем не менее, создатели взяли за основу именно этот вариант сценария. К слову, стоит отметить, что Манкевич, когда писал сценарий, видел в роли Джокера Джека Николсона, а Пингвина был написан в расчете на участие в проекте Питера О’Тула.

В качестве дизайнера фильма авторы пригласили Маршала Роджерса (он рисовал комикс «Batman: Strange Apparition»). Место режиссера занял Айван Райтман, который только что прогремел со своими «Охотниками за привидениями». Райтман видел в роли Бэтмена Билла Мюррэя, а роль Джокера хотел отдать Тиму Карри или Стиву Мартину, или Робину Уильямсу. На роль Робина рассматривались Майкл Дж. Фокс и Эдди Мерфи. Однако студия и, в конечном счете, сами продюсеры ударили по тормозам. Сценарий Манкевича не в полной мере устроил обе стороны: рукопись переписывали около 9 разных авторов. Райтман устал ждать, когда работа над долгостроем сдвинется с мертвой точки и самоустранился из проекта. Вместе с ним ушел и Билл Мюррэй. За небольшой промежуток времени к месту постановщика присматривались Джо Данте и Стивен Спилберг. Warner Bros. видела в режиссерском кресле дуэт Джоэла и Итана Коэна, однако братья отказались.

Летом 1985 года на экраны кинотеатров вышла картина «Большое приключение Пи-Ви», которая познакомила зрителей с молодым режиссером Тимом Бертоном. В Warner Bros. заинтересовались талантливым постановщиком и предложили ему реализовать сценарий «Бэтмена». Известно, что после знакомства с работой Манкевича, Бертон предпочел ее не использовать. Свой отказ он аргументировал тем, что фильм получится слишком похожим на «Супермена», что сценарий слишком ироничен и пропитан духом сериала 60-х. В итоге, Бертон сам написал 30-страничный набросок истории, а для полноценной реализации сценария был приглашен Сэм Хэмм.

Работа Хэмма была уже гораздо ближе к финальному продукту. Первая половина сценария версии 1986-го года мало чем отличается от первой половины фильма. Однако уже с середины заметны существенные отличия: во-первых, количество жертв Джокера в сценарии Хэмма значительно превышает количество жертв в фильме; во-вторых, Джокер выступает убийцей семейства Грейсонов; в-третьих, Клоун-Принц преступного мира не испытывает теплых чувств к Викки Вэйл, его интересует лишь ее работа в качестве фотографа. Сцены празднования 300-летия города и сцены в часовне почти идентичны тем, что мы видим в фильме. В концовке сценария появлялся Робин, а Джокер погибал от удара о каменное надгробие. На этом фильм заканчивался.

Для доработки этого сценария Бертон пригласил Уоррена Скаарена, с которым режиссер уже работал над «Битлджусом». Скаарен убрал из сценария Робина, сократил количество смертей, сделал Джокера убийцей Томаса и Марты Уэйн. Именно этот вариант сценария можно считать окончательным. И именно его студия утвердила в качестве основы фильма.

После успеха в 1988 году «Битлджуса», который в первый уик-енд собрал порядка 8 млн. долларов, Warner Bros., наконец, дала «Бэтмену» зеленый свет с Тимом Бертоном в качестве режиссера и 35-миллионым бюджетом. Бертон мог спокойно переходить к пре-продакшену и кастингу. Тут-то и началась настоящая головная боль…

Костюм Бэтмена могли примерить Мэл Гибсон, Алек Болдуин, Чарли Шин и Пирс Броснан. Студия также предлагала эту роль Биллу Мюррэю, который однажды уже чуть не сыграл миллиардера-интроверта.

Первым актером, утвержденным в картину, стал Джек Николсон, с которым над «Иствикскими ведьмами» работал один из продюсеров «Бэтмена», Джон Питерс. Говорят, что Николсон колебался, поэтому студия предложила роль молодому Робину Уильямсу. Как только об этом узнал Николсон, он тут же согласился. Уильямс не раз жаловался, что его использовали для того, чтобы получить Джека. Уильямсу же пообещали роль Ридллера в возможных продолжениях. Получив Николсона на одну из главных ролей, студия была готова согласиться с любым Бэтменом.

И если назначение Николсона на роль Джокера было воспринято поклонниками комиксов благосклонно, то комик Майкл Китон, которого Бертон привел из своей последней режиссерской работы, в роли Бэтмена вызвал массовые недовольства. В итоге, Бобу Кейну, создателю Бэтмена, пришлось выступать в защиту актера.

С женским кастингом тоже было все не так гладко. Роль Викки Вэйл должна была исполнить Шон Янг, однако за несколько дней до начала съемок она упала с лошади, сломала ключицу и выбыла из проекта по этой причине. На замену актрисе из «Бегущего по лезвию» создатели пригласили Ким Бейсенгер.

Съемки фильма проходили в Лондоне на студии Pinewood с сентября по декабрь 1988 года. Весь съемочный этап сопровождался постоянными скандалами и спорами между продюсером Джоном Питерсом и режиссером Тимом Бертоном. Питерс все время пытался включить в сценарий больше сцен со спецэффектами и вызывающим визуальным рядом, Бертон, в свою очередь, старался следовать сценарию и делать мрачное кино.

Известно, что в итоговый вариант картины так и не попали: сцена фотосессии Вики Вэйл, в ходе которой погибли две модели; сцена преследования Джокера Бэтменом на коне; сцена с фальшивыми деньгами, которые разбрасывал Джокер толпе в конце фильма; сцена преследования Джокера толпой после падения Бэтвинга. Отличается финал на колокольне: изначально там отсутствовала Вики Вэйл. Также была удалена сцена, в которой стена из летучих мышей, которых приманил с помощью звукового устройства Бэтмен, преграждает дорогу Джокеру на пути к вертолету. Был убран и ряд сцен с самим Брюсом Уэйном, чтобы избавится от чрезмерной рефлексии персонажа и его психологических проблем.

23 июня 1989 года состоялась премьера фильма «Бэтмен». Картина произвела фурор. В премьерный уик-энд лента собрала рекордные для того времени 42,7 млн. долларов. Это был первый фильм, собравший 100 млн. за первые 10 дней проката. Хорошая критика и 413 млн. долларов общемировых сборов, а также настоящая международная истерия вокруг Темного рыцаря… Warner Bros. запустили в производство продолжение, а Бертона пригласили вернуться в кресло постановщика.

Успех оригинала, а также не менее успешный «Эдвард Руки-Ножницы», которого Тим поставил после «Бэтмена», развязали постановщику руки. Бертон решил наконец воплотить свое видение истории мстителя в маске: сделать фильм мрачнее, добавить больше фэнтезийности и повысить градус фриковости.

Студия снова пригласила Сэма Хэмма написать сценарий; Джон Питерс стал лишь исполнительным продюсером. Весь контроль над проектом получил Бертон. Изначально сценарий Хэмма вращался вокруг поиска сокровищ Пингвином и Женщиной-Кошкой.

Для полировки сценария Бертон пригласил Дэниэла Уотерса. Тиму очень понравился сценарий фильма «Семейное влечение», автотором которого был Уотерс. Сценарист хотел показать именно злодеев Готэма, поэтому сценарий Хэмма был, в целом, значительно переписан. Всего Уотерсом было подготовлено порядка 5 различных версий сценария. Изначально одним из действующих лиц должен был стать Харви Дент, роль которого, как и в первом фильме, отводилась актеру Билли Ди Уильямсу. Макс Шрек и Освальд Кобблпот были братьями: Макс выступал этаким золотым мальчиком, в то время как Освальд все время был в тени.

Для очередной доработки рукописи Бертон пригласил Уэсли Стрика (он не значится в качестве сценариста фильма), который на тот момент отметился сценариями «Окончательного анализа» и ремейка «Мыса страха». Стрик говорил, что ключевой проблемой сценария был финал, в котором Пингвин пытался заморозить город, а Бэтмен, соответственно, разморозить. Во время переписывания скрипта, Стрик вдохновился историей Моисея. Именно он придумал концепцию, по которой Пингвин должен был убить всех перворожденных детей в Готэме. К слову, схожая аналогия прослеживается и в открывающей сцене, когда родители Освальда в коляске выбрасывают сына в реку.

Во время совместной работы Стрик и Уотерс убрали из сценария Робина (авторы хотели оставить его на триквел), на роль которого был утвержден Марлон Уайнс. Претерпела изменения и история Харви Дента: он выступал главным злодеем и мастер-майндом фильма, а в финале он превращался в Двуликого после взрыва в парке. Дента просто вырезали, а его место занял Макс Шрек.

Студия выделила под проект 80 млн. бюджета. Майкл Китон вернулся к роли Брюса Уэйна/Бэтмена. В свою очередь Аннет Бенинг была выбрана в качестве Женщины-Кошки. Забавно, но это был уже второй несостоявшийся каст главной женской роли во втором фильме подряд. Бенинг выбыла из проекта по причине беременности. В срочном порядке проводились актерские смотрины, в которых участвовали: Рэкел Уэлч, Дженнифер Джейсон Ли, Мадонна, Эллен Баркин, Шер, Бриджет Фонда и Сюзан Сарандон. Также на роль пробовалась Шон Янг, которая почти сыграла Вики Вэйл в первом фильме. В итоге Женщиной-Кошкой стала Мишель Пфайфер, которую Бертон утвердил после первой же встречи. Дэнни ДеВито и Кристофер Уокен по заверениям продюсеров были единственным претендентами на роли Пингвина и Макса Шрека, соответственно.

Замене подвергся художник-постановщик. На место Антона Ферста Бертон позвал Бо Уэлша, с которым работал на «Битлджусе» и «Эдварде Руки-Ножницы». Так стилистика нуара уступила место смеси немецкого экспрессионизма и русской архитектурной школы. За грим Пингвина отвечал культовый Стэн Уинстон (именно он спроектировал эндоскелет для героя Арнольда Шварценеггера в первом «Терминаторе»).

Съемки картины проходили в павильонах студии Warner Bros., где была снята большая часть фильма. Universal Studios предоставила площадку для воссоздания убежища Пингвина.

Фильм вышел в прокат 16 июня 1992 года. Критики приняли сиквел еще лучше оригинала. А вот большинство зрителей остались не так довольны. «Бэтмен возвращается» был далек от жанра «детского кино». Очень мрачная, местами страшная лента, которая уходила своими корнями к гротеску и классическим фильмам ужасов студии Universal. Пингвин, который был смесью Призрака оперы и Графа Орлока, Женщина-Кошка, которая источала открытую сексуальность на экране. В итоге фильм собрал всего 266 млн. долларов, на треть меньше оригинала. А продажи сопутствующих товаров оказались еще меньше.

Известно, что Бертон планировал ставить еще две картины во вселенной Бэтмена. Тим был приписан к спин-оффу «Бэтмен возвращается» — «Женщина-кошка». Над сценарием работал Дэниэль Уотерс, а Мишель Пфайфер должна была снова воплотить образ на экране. Однако у Бертона с этим проектом так ничего не срослось. Вскоре проект покинула и главная актриса. После нескольких лет производственного ада, проект обрел второе дыхание с Эшли Джадд в качестве Женщины-Кошки, но в итоге картина в очередной раз переродилась и увидела свет в 2004 году. Главную роль в фильме сыграла Холли Берри.

Также Тим разрабатывал третью часть «Бэтмена» — «Бэтмен Навсегда». Ключевая роль в фильме отводилась противостоянию Темного рыцаря и Ридллера, а на втором плане злодействовал Двуликий. В роли Ридллера Бертон видел Робина Уильямса, которому эта роль была обещана еще в 1988 году, а Двуликого должен был сыграть Билли Ди Уильямс, которого убрали из сиквела для того, чтобы в полной мере раскрыть в третьей части. И, наконец, Бертон собирался ввести в фильм Робина, как наследника Бэтмена. Эта роль оставалась за Марлоном Уайнсом, хотя поговаривали, что режиссер был не прочь взять на место сайдкика Темного рыцаря Вайнону Райдер. Партнершей Китона по фильму должна была стать Рене Руссо. А в конце ленты, по слухам, Бэтмен должен был погибнуть.

Однако Warner Bros. попросили Бертона освободить режиссерское место триквела. Боссы хотели получить более легкое кино, которое бы нашло отклик у детской аудитории. Так в проект пришел Джоэл Шумахер

Автор: Максим Данилюк

Всего комментариев: 2
avatar
1 samereality • 07:18, 04.09.2013
Очень интересно! Спасибо вам за великолепно проделанную работу!
avatar
2 Dismal • 11:21, 04.09.2013
Очень интересно! Спасибо!
avatar


ПОПУЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ »
БУДУЩИЕ ФИЛЬМЫ
04.11.2016
03.11.2016
03.03.2017
02.03.2017
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
??.??.2017
02.06.2017
01.06.2017
СЛЕДУЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО КОМИКСАМ »
04.11.2016
03.11.2016
03.03.2017
02.03.2017
Росомаха 3*
Wolverine 3*
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
??.??.2017
Стражи Галактики 2
The Guardians Of The Galaxy Vol. 2
02.06.2017
01.06.2017
16.06.2017
15.06.2017
Kingsman: Золотой круг
Kingsman: The Golden Circle
23.06.2017
22.06.2017