Добро пожаловать, Прохожий Регистрация RSS
Среда, 01.03.2017
Мстители: Война бесконечности. Часть 2
The Avengers: Infinity War. Part 2
Тор: мифы и комиксы
19.04.2011 (11:26) 14513 5
В следующем году комиксы Джека Кирби и Стэна Ли о Торе разменяют полвека. В поисках вдохновения для создания нового поколения героев, Ли обращался как к современной действительности и классической литературе, результатом чего стали Железный Человек и Халк, так и к мифологии разных народов.

Наигравшись с греко-римскими мифами, Ли решил перенести в мир комиксов персонажей скандинавского эпоса. Но боги мрачной религии викингов, в чью честь ежегодно жестоко жертвовали десятки людей, не годились для считавшегося детским вида литературы, потому создатели основательно переработали мифы под свои нужды. Именно о различиях мифов и комиксов, из которых многое перешло в фильм, и пойдет сегодня речь.

Пусть и основанный на вариации мифов, "Тор" станет первой масштабной экранизацией скандинавского эпоса. Несмотря на богатую поэтику, до девятнадцатого века северные мифы были неизвестны в остальной части Европы. Переводы древних легенд открыли людям совершенно новый мир: именно скандинавским эпосом вдохновлялись Вагнер и Толкин при написании "Песен о Нибелунгах" и "Властелина Колец". Жанр фэнтези в современном понимании появился во многом благодаря мифам об Одине и Торе.

В скандинавских странах поклонение богам признано официальной религией викингов. Они убивали во имя Одина и приносили ему жертвы. А нынче - это летний блокбастер от компании Marvel. Не эпос, а супергероика. А Тор с асами - пришельцы из глубокого космоса.

По большему счету, история фильма не противоречит мифологическим представлениям о богах как об иноземцах с невероятной мощью. Лишь в некоторых преданиях упоминается, что боги пришли в мир с востока, под рев бури.

Известный фантаст Артур Кларк дал весьма точное определение этому явлению: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». В своем развитии обитатели Асгарда опередили человечество на тысячи лет, они научились путешествовать меж звезд и управлять фундаментальными силами Вселенной. Вероятно, такова в фильме природа Силы Одина, способной давать начало звездам и текущей в молоте Тора Мьёльнире. Должного объяснения этой силе в комиксах не дается.

Сказания древних германцев, от кого легенды переняли скандинавы, относят к первым векам нашей эры. В те времена люди не то что бы задумывались о возможности жизни на других планетах, они еще и представить себе не могли, что окружающий мр - круглый. В мифах они описывали Асгард, Мидгард и остальные миры как страны, расположенные друг над другом.

Вселенная скандинавских богов вращалась вокруг Иггдрасиля, мирового древа. Оно брало начало в подземном мире Ниффльхейме, прорастало через Мидгард, землю смертных, а кроной раскинулось в божественном Асгарде. Из-за малого количества дошедших до нас источников нельзя однозначно сказать, выделяли ли скандинавы другие миры: число девять считалось священным и могло служить для подчеркивания значимости каждой из сфер бытия.

Между тем, широкое распространение получила иная космологическая структура, согласно которой каждой мифологической расе отходит по миру. Эта концепция и стала основой мироздания комиксов: двум племенам богов, асам и дружным свободолюбивым ванам, отходят Асгард и Ванахейм, темные и светлые эльфы обитают в Сварталхейме и Альвхейме, племена огненных демонов и ледяных великанов живут в Муспельхейме и Йотунхейме, гномы нашли приют в глубинах Нидавеллира, смертные же – в Мидгарде. В последний из девяти миров, Хель, приходят после смерти павшие. Особняком стоят Ниффльхейм и Вальхалла, где находят приют погибшие преступники и герои.

В фильме, однако, будет использована несколько иная трактовка реальности: судя по показанным материалам, девять миров окажутся обитаемыми планетами, разбросанными по просторам Вселенной. Вместе миры связывает Иггдрасиль, представляющий собой космологический феномен - сеть устойчивых червоточин. Вероятно, это и позволило жителям Асгарда создать или найти Радужный мост, позволивший почти мгновенно перемещаться между девятью мирами. Подобная концепция недавно была введена и в комиксах. Больше о мироздании по версии асов зрители узнают из пролога фильма.

От вопросов мироздания перейдем к персонажам. Героем своего комикса Стэн Ли сделал бога грома Тора, без устали сражающегося с чудовищами на благо людей и богов. Выбор был довольно прозрачен, ведь Тор – чуть ли не единственный безусловно положительный герой из основных персонажей скандинавского эпоса. Чтобы дать читателям возможность еще лучше ассоциировать себя с богом, авторы сослали Тора на Землю, заключив его в теле медика Дональда Блэйка, что не использовано в экранизации из-за очевидных причин. Авторам комикса не пришлось выдумывать мотивы Богу Грома защищать мир людей - Тор изначально был покровителем рабочих и крестьян, и защищал Мидгард от нападений Ледяных Великанов, злейших врагов асов.

Отец же Тора Один, участвовавший в сотворении мира, в мифах был весьма далек от образа сурового, но справедливого правителя, каким он предстанет в картине Кеннета Брана. Хотя он и радел о благополучии Асгарда, поступки Одина зачастую были коварны и эгоистичны. Ради достижения желаемого он готов лгать, убивать и предавать соратников: именно он развязал войну между племенами богов, а, узнав о приближении Рагнарека (гибели богов), воровал души смертных. Одина можно назвать зеркальным отражением Локи, тем более, что в ранних мифах их называли братьями.

Бог Огня Локи никогда не был воплощением абсолютного зла, каким его объявляли христианские проповедники. Он, наравне с Одином, принимал участие в сотворении человека, добыл для богов величайшие из сокровищ, включая копье Одина и молот Тора. Скорее он носитель хаоса, воплощение вечно меняющейся реальности. Именно Локи поведет в последнюю битву с богами войско мертвецов, что приведет к разрушению Вселенной. Но из пепла старого мира выйдет новая, светлая земля. Хотя и здесь все не так однозначно – некоторые исследователи считают, действия Одина, а отнюдь не Локи, повлекли за собой Рагнарек, что также упоминалось в романе Нила Геймана "Американские боги".

Разумеется, героическая история Тора не могла обойтись без романтической линии. Однако, златокудрая супруга Тора Сиф редко упоминается в дошедших до нас мифах, потому Стэн Ли существенно переработал историю богини, перекрасив ее в брюнетку и превратив богиню плодородия в бесстрашную воительницу. В бытие Дональдом Блэйком он встречался с доктором Джейн Фостер. Ее в фильме и полюбит бог грома, Сиф же питает к Тору скорее сестринские чувства.

Троица воинов, состоящая из Фандрала Удалого, Вольстагга Доблестного и Хогуна Мрачного, занимала важную роль в жизни Тора. Воины учили его искусству битвы и сопровождали во многих приключениях. Интересно, что Хогун не является асом, как прочие обитатели Асгарда, а пришел откуда-то издалека. Герои придуманы Стэном Ли и не имеют аналогов в скандинавской мифологии.

Говоря об иноземцах в Асгарде, нельзя обойти вниманием выбор на роль стража моста Бивреста Хеймдалля чернокожего актера Идриса Эльбы. Часть публики в штыки приняла кандидатуру актера, главным образом потому, "что среди скандинавских богов негров не было". Это довольно спорное обвинение, ведь кинематографический Асгард кардинально отличается от представлений скандинавов. И, раз среди жителей Асгарда встречаются азиаты, почему не могут появиться и чернокожие? Режиссер картины Кеннет Брана не относится так серьезно к обвинениям: "Посмотрите на комиксы о Торе – сколько раз за полвека потрясающие художники обходили эти "правила". Или взять скандинавские мифы – они зачастую противоречат сами себе. На пустом месте проблемы создаете".

Работая над материалом, мы руководствовались реалистичным подходом к сопоставлению скандинавских мифов с их интерпретациями в кино и комиксах. Но не стоит забывать, что средства выражения морали в оригинальных балладах уходит далеко за грань логического восприятия, взять хоть Имира из Ледяных Великанов: в сказаниях - он первородный Великан, чьи потомки, включая Одина, убили деспотичного предка и создали из его гигантских останков мир - из крови — море, из зубов — скалы, из волос — лес и так далее. В экранизации Имир - здравствующий предводитель расы Великанов, размером чуть выше асов.

Многие аспекты мифологии, включая размеры Великанов, сведены в угоду кинематографичности. Явление общепринятое, и не является существенным недостатком экранизаций. Важнее то - как именно эти аспекты будут модифицированы для больших экранов и заставит ли Кеннет Брана поверить в модернизированную им вселенную асов.

Всего комментариев: 5
avatar
1 McLovin • 15:46, 19.04.2011
Отличная статья. Особенно было интересно узнать о расположении миров.
avatar
2 S-m • 16:07, 19.04.2011
Поддерживаю.
avatar
3 Legioner • 17:13, 19.04.2011
Это точно.Отличная информационная подготовка к грядущей экранизации. Хвала Alfarius'у )).
avatar
4 Hellraiser • 17:21, 19.04.2011
После прочтения статьи воображение рисует куда более яркую и масштабную картину чем ту, которую нам показывает фильм. Надеюсь после "Мстителей", при условии хороших сборов "Тора", сценаристы нас уведут в другие миры, покажут демонов, эльфов и прочих существ. К чёрту Мидгард.
avatar
5 alex_madigan • 21:56, 20.04.2011
Хорошая,годная статья.
avatar


ПОПУЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ »
БУДУЩИЕ ФИЛЬМЫ
03.03.2017
02.03.2017
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
04.05.2017
02.06.2017
01.06.2017
06.10.2017
05.10.2017
СЛЕДУЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО КОМИКСАМ »
03.03.2017
02.03.2017
31.03.2017
30.03.2017
05.05.2017
04.05.2017
Стражи Галактики 2
The Guardians Of The Galaxy Vol. 2
02.06.2017
01.06.2017
23.06.2017
22.06.2017
07.07.2017
06.07.2017
Человек-Паук
Spider-Man: Homecoming
06.10.2017
05.10.2017
Kingsman: Золотое кольцо
Kingsman: The Golden Circle